Бестолковщина


Особенности техники соревновательных движений в тяжелой атлетике

          (Данное интервью опубликовано, насколько я понимаю, сначала в журнале "Железный мир", а затем в Рунете вот по этому адресу:

          http://vk.com/wall-53417848_17758

          Привожу текст интервью с полным сохранением его орфографии и пунктуации.)


Автор: Андрей Антонов

          Мы продолжаем цикл наших бесед о спортивной подготовке в тяжелой атлетике с заведующим кафедры теории и методики тяжелоатлетических видов спорта им. А.С.Медведева РГУФКСМиТ, кандидатом педагогических наук, профессором Виталием Федоровичем Скотниковым. В прошлой беседе мы начали говорить о вопросах совершенствования технического мастерства тяжелоатлетов и о методика биомеханического контроля технической и скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов. Сегодня мы продолжим тему технического совершенствования спортсменов.

Согнутые руки ВласоваСкотников и Антонов

          Железный Мир: Здравствуйте, Виталий Фёдорович! Насколько хорошо в нашей спортивной науке изучены вопросы технического мастерства в тяжелой атлетике.

          Виталий Скотников: Здравствуйте. Как я уже говорил для описания структуры движения и законов, по которым оно выполняется мне ближе слово биомеханика. Это не просто видимая картина движения звеньев тела или спортивного снаряда. Это так же и внутренние процессы, которые происходят в организме, вернее, даже внешнее проявление этих процессов. Биомеханика движения — это отражение 2-х составляющих. Это умение технически точно совершать какие-нибудь движения и уровень развития физических качеств. Вместе это составляет то что мы подразумеваем под словом техника или биомеханика. Многие вещи человеческий глаз не может увидеть и оценить, поэтому изучение спортивных движений сопровождалось разработкой различных методик и технического оборудования.

          В тяжелой атлетике биомеханика соревновательных движений достаточно хорошо изучена, но основные исследования приходятся на период середины 60-х до конца 80-х годов прошлого столетия, что нашло отражение в большом ряде диссертационных работ и публикациях в научных журналах, в частности, в советское время, выходил ежегодник "Тяжелая атлетика".

          ЖМ: А сейчас не выходит?

          ВС: Сейчас нет. В 1986 году ежегодник прекратил свое существование. В настоящее время есть только одно издание, освещающее вопросы, связанные с тяжелой атлетикой это ижевский журнал «Олимп» под редакцией Владимира Салтыкова. Мы публиковали там свои статьи, сделанные на основе аппаратно-программного комплекса, про который мы говорили в нашу предыдущую беседу. Больше специализировано про тяжелую атлетику сейчас никто не пишет. Тогда это была государственная программа. Выходили подобные ежегодники и по другим видам спорта.

          С середины 60-х годов и до середины 80-х годов в отечественной спортивной науке наблюдался небывалый подъём. После перестройки все это стало уходить. За это 20-летие был накоплен огромный научно-методический материал, который актуален до сих пор. К сожалению, многие современные специалисты не знают об этом. А наши западные партнеры успешно этим пользуются, выдавая это за свое. История с изобретением паровоза братьями Черепановыми повторяется в настоящее время.

          ЖМ: Вы можете привести конкретные примеры, связанные с силовыми видами спорта?

          ВС: Ну можно привести в пример систему Вейдера. Если взять учебник теории физического воспитания под авторством Матвеева или даже более старые учебники этой дисциплины от других авторов, то мы увидим, что основные теоретические идеи взяты из наших учебников. Сначала перевели их на английский. Потом наши перевели Вейдера на русский, но даже после этих переводов видно что практически все идеи взяты у нас. У нас в стране огромная научно-методическа база. В 2018 г. нашему университету исполнится 100 лет. 29 мая 1918 года, Ленин подписал указ о создании института физической культуры в Москве. Университет им. П.Ф. Лесгафта в Питере еще старше. Естественно, люди профессионально работали, создавали научно-методические основы теории и методики спортивной тренировки, физической культуры, оздоровительной физической культуры, не зря в нашей стране возник комплекс ГТО, единая всесоюзная спортивная классификация с присвоением спортивных разрядов и званий. А в Америке до сих пор нет таких учебных заведений. Там все это носит частный характер. Тот же Вейдер считается основателем бодибилдинга, а как же Юджин Сэндоу, известный у нас больше как Евгений Сандов и целая плеяда русских атлетов и борцов конца 19 начала 20 вв? Краевский, Лебедев, Гаккеншмидт, Елисеев, Засс, Заикин, Поддубный, Лурих и многие другие. Да Вейдер все это обобщил, придал этому, как это могут делать американцы, товарный вид и начал все это продавать. В современной истории можно привести пример кроссфита, который сейчас американцы продвигают по всему миру. А ведь это по сути наша круговая тренировка. Наша спортивная наука для американцев всегда была недосягаема. В тяжелой атлетике американцы доминировали на международной арене до тех пор, пока советские атлеты официально не вошли в мировую спортивную семью.

          Те рекорды, которые советские атлеты устанавливали до Великой Отечественной Войны мировой общественностью не признавались. А когда встретились на чемпионате мира в 1949 г. все стало все понятно. Ну еще лет 10 они пободались с нами, а потом все, сдали безоговорочно свои позиции. Они придумали другой вид спорта силовое троеборье - пауэрлифтинг. Тоже самое. Американцы были лидерами пока наши не пришли в этот вид спорта. И сейчас мы там доминируем. То же самое происходило и в армрестлинге.

          В 2010 г. приезжала к нам американская делегация во главе с президентом федерации тяжелой атлетики США. Мы показали ему наш университет, рассказали как у нас готовят тренерские кадры. Я спросил, как у них это происходит. Там просто проходят 3-ех дневные курсы, отвечают на вопросы, если из 50 вопросов на 35 ответил, выдают сертификат. Конечно все это за деньги. После всего услышанного и увиденного президент федерации тяжелой атлетики США сказал, что Америке до нас как минимум лет 100. Это сказал американец, это не я придумал. Он оценил по достоинству нашу систему физкультурно-спортивного образования. И действительно, в Советском Союзе было 22 института физической культуры. По одному в каждой союзной республике и 7 в Российской федерации, плюс 3 научно-исследовательских института физической культуры: в Москве, Ленинграде и Тбилиси. Как вы понимаете это огромный потенциал. Отсюда и результаты такие были.

          ЖМ: Как вы считаете почему тогда наши бодибилдеры отстают от американских профессионалов?

          ВС: Я думаю, что оценка в этом виде спорта очень субъективна. Я не думаю, что наши в действительности очень уж сильно отстают. Просто в видах спорта с субъективными критериями оценки наших спортсменов часто засуживают. Вспомните наших фигуристов на Олимпийских Играх. Слуцкую, Плющенко... К тому же бодибилдинг сложно назвать спортом потому что там оценивается внешний вид, а не физические качества и техническое мастерство.

          ЖМ: Вернемся к биомеханике.

          ВС: Как я уже сказал биомеханика спортивного движения имеет две составляющие. Техническое исполнение движения и физические качества. Когда мы стали применять аппаратуру это чётко проявилось. Мы можем не только оценивать биомеханические параметры движения, но и уровень развития скоростно-силовых качеств. А что такое изучение биомеханических параметров и физических качеств? Это не что иное как контроль за методикой тренировки. Если у спортсмена наблюдается положительная динамика, значит тренировочный процесс поставлен правильно. Я ни в коей мере не умаляю значения других методов контроля, в частности биохимического, но на мой взгляд методика биомеханического контроля более специфична. Она наиболее объективно отражает готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях. У нас есть параметры, которые четко показывают, как это развивается. В частности, это соотношение между продолжительностью фазы амортизации и фазы финального разгона. Я уже рассказывал, что тяжелоатлетические движения рывок и подъем на грудь, состоят из 3 периодов и 6 фаз, толчок от груди из 3 периодов 5 фаз. По соотношению этих ведущих фаз – фазы амортизации и фазы финального разгона, а они входят во второй период - подрыв, можно увидеть уровень развития скоростно-силовых качеств. С помощью этих показателей можно контролировать процесс подготовки, а также это может послужить критерием отбора на соревнования. Понятно, что интегральный критерий — это спортивный результат, но не всегда он может быть объективен. Спортсмен может не подойти к пику своей спортивной формы во время отборочных соревнований или "прикидки", и естественно покажет меньший результат, что может послужить причиной того что его не возьмут на соревнования. Например, тренер грамотно рассчитал подготовку, и спортсмен через 2 недели должен выйти на пик. 2 недели в этот момент очень важны. Или наоборот, на отборе спортсмен показывает высокий результат. Выстрелил и физически, и психологически, а через две недели он практически не будет способен повторить этот результат. Когда мы оцениваем состояние спортсмена с помощью аппаратно-программного комплекса, то получаем объективную информацию о его готовности. Тренеры спортсменов, которых мы обследовали, спрашивали, почему у их подопечных не идет то или иное движение. Что тут скажешь, конечно это издержки начального обучения. Тренер или не знает как строится движение или не добился от спортсмена правильного выполнения, результат один, сформировался неправильный навык и на высоком спортивном уровне вносить изменения в устоявшуюся биомеханику движения очень сложно, практически не возможно. Огрехи в технике полученные еще на начальном этапе подготовки, на этапе высшего спортивного мастерства могут сильно лимитировать результат. Вот, например, такой момент как различия в подъеме штанги на грудь и в рывке. Там есть очень серьезные, я бы сказал даже колоссальные отличия. И если тренер этого не знает, то и учить этим упражнениям он будет одинаково, и действительно, и там и там есть периоды: тяга, подрыв, подсед, те же самые 6 фаз. Но это совершенно 2 разных упражнения. И поэтому, когда этим упражнениям учат одинаково, не учитывая не ритмовую структуру, не углы в суставах, которые различны в связи с тем, что хват в подъеме на грудь уже чем в рывке, не понимая, или не зная, что является интегральным критерием технического мастерства, который в рывке один, а в толчке совершенно другой, то хороший результат может быть показан только в одном упражнении, или не показан вообще. Вы знаете, что последнее время, мы со своим аппаратно-программным комплексом выезжали на различные соревнования в том числе и международные и что бросилось в глаза, подавляющее большинство атлетов и наших и зарубежных в рывке принимают стартовое положение как в подъеме на грудь, то есть таз ниже, а туловище меньше наклонено по отношению к помосту. Объяснение такое: данное положение заставляет атлета больше работать ногами, да, это действительно так, но при этом, чтобы качественно выполнить подрыв необходимо сохранить оптимальный угол наклона туловища относительно помоста до окончания фазы предварительного разгона, в этой связи эффективность работы ног мне представляется сомнительной.

          ЖМ: Можно поподробнее об этом.

          ВС: В рывке интегральным критерием эффективности техники служит высота достижения максимальной скорости. То есть простыми словами чем выше спортсмен поднимает штангу, тем более эффективна у него техника. Тем легче ему будет сделать подсед, будет больше времени на то чтобы встретить снаряд и зафиксировать его в низком седе. А в подъёме на грудь высота подъема штанги не имеет такого значения. Там интегральным критерием является импульс силы, который спортсмен придает штанге в подрыве. Он должен ударить по снаряду, придать ему ускорение. Чем больше ускорение, тем опять же больше времени чтобы перегруппироваться, подсесть, встретить штангу в седе.

          Как говорит мой учитель Валентин Иванович Фролов, рывок — это метание тяжелого снаряда. Вы должны его метнуть как можно дальше, как можно выше. В толчке такого не нужно. Там нужно придать ускорение снаряду. Поскольку снаряд в толчке тяжелее чем в рывке к нему требуется приложить большее усилие. Плюс разная ритмовая структура. Если в рывке усилие " плавно" нарастает, то в подъеме на грудь двухтактная структура. То есть вы ударяете снаряд во время отрыва штанги от помоста, придавая ему ускорение и потом второй удар делаете уже во время подрыва. И в этом плане яркий пример члены нашей сборной команды это Давид Беджанян, который является рекордсменом мира в толчке и при этом рывок у него "слабое звено", потому что он рвет, как на грудь берет. И Олег Чен, который рвет прекрасно, а на грудь берет как рвет. И поэтому его основной проблемой является толчок. И это все в большей степени связано с первоначальным обучением, затем с нежеланием или неумением тренера подобрать тренировочные средства для исправления этой ошибки когда это еще возможно. Тренировочный процесс в данном случае это "настройка", "наладка" нервно-мышечного аппарата, создание определенного, устойчивого стереотипа движения, изменить который, на этапе высшего спортивного мастерства, очень сложно, а порой практически невозможно.

          ЖМ: Есть ли тяжелоатлеты, более предрасположенные к толчку или наоборот, к рывку по своим физическим качествам или это исключительно недоработка тренера на начальном этапе тренировки?

          ВС: Я не хочу обижать тренеров, но мне кажется, что в большей степени это все-таки недостатки обучения, незнание или непонимание законов становления спортивного мастерства . Хотя конечно есть и индивидуальные антропометрические особенности спортсменов, которые могут повлиять на результат. Например, если у тяжелоатлета короткие пальцы рук, в частности большой палец то ему очень сложно будет прогрессировать в рывке. Ладони в рывке располагается под большим углом к грифу чем в толчке. И даже взяв гриф в замок штанга все равно будет выскальзывать.

          ЖМ: А что вы сможете сказать о технических нюансах толчка штанги с груди?

          ВС: Это вообще "цирковое" упражнение. Если спортсмен взял штангу на грудь и встал с ней, он обязан эту штангу толкать. Потому что выталкивание штанги происходит за счет разгибания ног. Подседают спортсмены до угла в коленных суставах 110-120 градусов. Это самые комфортные условия для того чтобы 4-главая мышца бедра развила максимальное усилие. Если спортсмен поднял штангу на грудь и встал с ней из седа, то толкать он обязан. И опять же это вопрос об обучении. Как правило если спортсмен не толкает вес, то его просто не научили это делать, он не понимает или если так можно сказать не "чувствует" движения, то есть он видит внешнюю картину - подсел, вытолкнул, зафиксировал, но внутренне организовать движение, реализовать свой двигательный потенциал не может. И часто так бывает, атлету подробно объясняют все нюансы данного упражнения, подбирают подводящие упражнения и он схватывает правильное движение, закрепляет его и проблем с толчком от груди у него уже не будет. Хотя, конечно может так случится, что на протяжении всей спортивной карьеры атлет так и не поймет, не "поймает" правильного движения. Поэтому объяснить неудачи в толчке штанги от груди недостатком уровня развития силы сложно.

          ЖМ: Какая идеальная фигура должна быть у тяжелоатлета?

          ВС: После отмены жима как соревновательного упражнения росто-весовые показатели в категориях изменились. Штангисты стали несколько выше. У них стали относительно длиннее руки и ноги. Я думаю не ошибусь, если скажу, что последние антропометрические измерения элитных тяжелоатлетов проводил Сергей Юрьевич Те во время подготовки сборной команды Советского Союза к Олимпийским играм в Сеуле в 1988 году, с тех пор несколько раз менялись весовые категории, а опубликованных данных по этой тематике я не встречал.

          ЖМ: А длинные ноги не снижают результат?

          ВС: Наоборот. Я уже упоминал своего учителя, так вот он говорил, что идеальная тяжелоатлетическая фигура у Юрика Варданяна. Длинные ноги, короткое туловище и средние руки. Штангист имеющий такие пропорции обладает определенным преймуществом при подъеме штанги. Представьте себе атлет поднимает спортивный снаряд, принял стартовое положение, начал движение, предварительно разогнал штангу, сделал подрыв, выпрямился – чем длиннее ноги, тем объективно выше подъем штанги. Потом ноги сложил сидя в низком седе, туловище короткое. У него запас высоты, а значит и времени на подготовку приема штанги, затем средние руки подставил и все нормально. Вес взят! При подъеме на грудь и руки подставлять не надо. Конечно это несколько упрощенный, механистический взгляд на проблему, но тем не менее это так.

Варданян

вперёд


[на главную страницу]

Архив переписки

Форум


Free counters!


Спорт глазами Мовлади Абдулаева, тренера 
тяжелоатлетов

Weightlifting database

Weightlifting database

Мир тяжелой атлетики

Железный мир

Силовые виды спорта в Твери и в Тверской области

Тяжёлая атлетика глазами Артура Шидловского

Польская штанга

Старые силовые Журналы США

Силачи прошлого и настоящего

Пауэрлифтинг от Петра Кравцова

Библиотека материалиста

Извлечённое из интернета