Тема: О "маленьких хитростях" советских производителей
Автор: Составитель
Дата: 03/01/2002 18:14

Пару лет назад я купил с рук гриф старой, 
"доолимпийской" штанги. Весит этот гриф не 20 кг, как 
положено, а всего лишь примерно 18,5 кг - дело в том, 
что его втулки, изначально имевшие диаметр 56 мм 
(таков наш старый советский стандарт) были кем-то 
сточены под новый, "олимпийский" стандарт 50 мм. 

Недавно я решил заказать к этому грифу замки и, дабы 
увериться, что не ошибся в определении диаметров 
втулок, стал измерять их штангенциркулем. Диаметр 
втулок оказался равен точно 50 мм, и тогда я, от 
нечего делать, решил измерить ещё и диаметр захватной 
части грифа. Как известно, этот диаметр должен быть 
равен двадцати восьми миллиметрам. Однако мои 
измерения показали, что у центральной части грифа 
диаметр 28,5 мм, а у краёв, рядом со втулками - 27,7 
мм. 

Конечно, такие перепады можно счесть и чем-то 
случайным, но мне кажется, что такую слегка 
"веретенообразную" (утолщённую в центре и 
утоньчающуюся у краёв) форму изготовители придали 
захватной части грифа намеренно: ведь наибольшие 
нагрузки при выполнении большинства тяжелоатлетических 
действий (особенно это касается приседаний со штангой 
на спине) приходятся именно на середину грифа.	 

Ответить 



Тема: Тихо сам с собою...
Автор: Составитель
Дата: 13/03/2002 09:51

Одними из моих любимых книг являются "Алгоритм 
изобретения" и "Творчество как точная наука" Генриха 
Сауловича Альтшуллера (известного в советской научной 
фантастике под псевдонимом Генрих Альтов). В этих 
книгах Альтшуллер, в частности, рассматривает наиболее 
характерные пути создания новых технических устройств 
и отмечает, что обычно на облик и конструкцию новых 
устройств достаточно заметно влияет инерция 
человеческого мышления. Эта инерция заставляет 
конструкторов сохранять в новых устройствах уже 
ненужные или даже вредные черты устройств старых. 
Например, все первые модели американских автобусов 
имели сзади балкончик, дабы пассажиры могли выйти 
покурить на нём - точь-в-точь как в последнем вагоне 
американских пассажирских поездов. Конструкторы 
автобусов не учли того, что поезд движется по железной 
дороге достаточно высоко от её полотна, а автобус - по 
пыльной дороге, причём очень близко к её полотну. И, 
соответственно, клубы дорожной пыли (а также шум и 
выхлопы едущих по соседству машин) не дают даже 
раскрыть дверь на балкончик. Равным образом, в 
конструкции всех первых автомобилей долгие годы 
повторялись черты карет, в очертаниях крыльев первых 
самолётов - очертания крыльев птиц и т.д. Не избежали 
влияние данной инерции мышления и конструкторы 
тяжелоатлетического оборудования. 

Как известно, одной из главных особенностей 
современной тяжелоатлетической штанги, предназначенной 
для выполнения рывка и толчка, является вращаемость её 
втулок. Я уже писал на форуме у Мовлади Абдулаева о 
том, как устроена современная штанга, и те, кто 
прочитал мой текст, наверное, поняли, что вращаемость 
втулок достигается за счёт немалых ухищрений, 
приводящих к достаточно накладной в изготовлении 
конструкции. Как известно, вращаемость втулок штанги 
нужна только для облегчения подворота кистей 
тяжелоатлета в моменты выполнения рывка и взятия 
снаряда на грудь. И больше она ни для чего не нужна. 

Таким образом, в тех упражнениях, где вращения втулок 
никогда не происходит, вполне можно было бы обходиться 
без грифов с вращающимися втулками. Когда я после 
травмы позвоночника бросил свой любимый толчок и 
занялся приседаниями и жимом лёжа, то, дабы не портить 
нагрузками свой тяжелоатлетический гриф, я выточил 
себе простую болванку в форме грифа с толстой (38 мм) 
захватной частью. Этот даже не закалённый "гриф" без 
видимого прогиба держал 340 кг. 

Соответственно, лифтёры давно бы уже могли заметно 
удешевить свой инвентарь, не продолжай они по инерции 
заказывать для себя грифы с на хрен им не нужными 
вращающимися втулками.	 

Ответить 	Открыть подтему 



Тема: Re: Тихо сам с собою...
Автор: Itsme
Дата: 31/03/2002 09:51

Насчёт веса советских грифов - лет 10 назад мы с 
другом по приколу перевзвешивали все грифы в нашем 
зале (зал штанги спорткомплекса НГУ в Новосибирске). 
Выявилась интересная закономерность: у грифов с 
длинными ребристыми втулками (3 штуки, один из них 
олимпийский) вес выдержан точно - в пределах 
20-20,1 кг. А у грифов упрощённой конструкции - с 
гладкими втулками под замок с болтом - вес оказался во 
всех случаях (4 или 5 грифов) меньше стандартного: от 
18,8 до 19,6 кг. В документации к тренировочной 
штанге (в которой используется такой гриф) указан вес 
грифа 20 плюс-минус 1 кг. Видимо, производители 
экономят металл и этот допуск реализуют исключительно 
в сторону "минус", иногда ещё и выходя за пределы 
допуска (18,8 кг).

Насчёт невращающихся грифов для лифтёров - для тяги и 
приседаний вращение грифа, вероятно, действительно не 
очень нужно. Но в жиме лёжа некоторые снимают гриф со 
стоек, держа кисти вертикально, а потом "заваливают" 
кисти, как тяжелоатлеты в рывке и толчке, уменьшая 
таким образом амплитуду движения. В момент заваливания 
кистей прокрутка грифа полезна.	 

Ответить 	Открыть подтему 



Тема: Ответ, опоздавший на полгода
Автор: Составитель
Дата: 09/10/2002 14:25

Уважаемый Itsme, я долго (несколько месяцев) думал над 
описанной Вами техникой жима лёжа с поворотом кистей и 
пришёл к выводу, что она и в самом деле может дать 
некоторый выигрыш в силе. 

Когда штанга при жиме лёжа находится в самой нижней 
точке, а кисти при этом "выпрямлены", локти 
оказываются опущенными несколько ниже, чем при 
"согнутых" кистях. Это более низкое положение локтей в 
нижней точке жимовой траектории даёт в результате 
увеличение длины пути движения локтей при сохранении 
длины пути движения штанги. Подобное соотношение длин 
выигрышно для силового подъёма, оно сродни соотношению 
длин путей ручки домкрата и верхнего упора домкрата: 
путь ручки домкрата длинный, а путь верхнего упора - 
короткий, что даёт выигрыш в силе для упора. 

Выигрыш в силе при описанном Вами способе жима 
реализуется, как я понимаю, следующим образом: вплоть 
до "мёртвой" точки атлет держит кисти выпрямленными, а 
в "мёртвой" точке, когда происходит замедление подъёма 
или вообще остановка, атлет сгибает кисти и за счёт 
этого поднимает локти без подъёма штанги - тем самым 
без приложения прежней силы преодолевая, более легко 
проходя прямые углы в локтях и раньше приступая к фазе 
дожима. 	 

Ответить 	Открыть подтему 



Тема: Re: Ответ, опоздавший на полгода
Автор: Itsme
Дата: 10/10/2002 13:44

Уважаемый Составитель, это интересная мысль - менять 
положение кистей при прохождении мертвой точки. Я 
никогда так не делал. Я всегда опускал кисти сразу 
после снятия штанги со стоек, пока принимал удобное 
начальное положение для жима и настраивался.

"Мёртвая" точка, находящаяся примерно посередине 
траектории, была у меня не очень выражена, и успех её 
преодоления зависел во многом от того, насколько 
удавалось разогнать штангу сразу после отрыва от 
груди. А хороший отрыв сильно зависел от положения 
локтей - если они были низко опущены, отрыв получался 
вялый. Вероятно, это связано с тем, что жал я не 
грудью (широкий хват, локти в стороны), а дельтами и 
трицепсами (хват толчковый, локти вдоль тела).

"Заваленные" кисти, как Вы совершенно точно отметили, 
не позволяют так глубоко опускать локти. Это немножко 
похоже на то, как результат в приседаниях зависит от 
глубины - полное приседание выполнить труднее, чем 
неполное.

Вариант с изменением положения кистей в "мёртвой" 
точке, возможно, подойдёт тем, у кого нижняя часть 
траектории преодолевается легко.


[на главную страницу]

Архив переписки

Форум



Спорт глазами Мовлади Абдулаева, тренера 
тяжелоатлетов

Weightlifting database

Weightlifting database

Мир тяжелой атлетики

Железный мир

Силовые виды спорта в Твери и в Тверской области

Тяжёлая атлетика глазами Артура Шидловского

Старые силовые Журналы США

Силачи прошлого и настоящего

Пауэрлифтинг от Петра Кравцова

Библиотека материалиста

Извлечённое из интернета